Что делать в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в негосударственные фонды?

Последнее время, участились случаи, когда агенты негосударственных пенсионных фондов навязывают «перезаключение» договоров об обязательном пенсионном страховании, представляясь сотрудниками ПФР. Многие граждане, не сведущие в данном вопросе, подписывают документы и сообщают свои персональные данные, не читая условия предлагаемых бумаг. Также, зачастую магазины отказывают в кредите на какую-либо мелкую технику без согласия гражданина на перевод накоплений в какой-либо негосударственный фонд.

Встречаются ситуации, когда гражданин вообще не имеет какого-либо понятия о переводе своих пенсионных накоплений в другой фонд и спустя какое-то время получает соответствующее уведомление на дом. Это происходит, когда в результате определенных манипуляций мошенники получают необходимые персональные данные.

Стоит помнить, что недобросовестные агенты негосударственных фондов активно пользуются упомянутыми и другими уловками в целях «перетягивания» средств в другие организации. Данное положение дел ведет к возрастающему количеству жалоб на неправомерный перевод накоплений из одного фонда в другой.

Что делать в данной ситуации? Прежде всего, рекомендуется крайне ответственно относиться к оформлению любых договоров, где каким-либо образом фигурируют Ваши паспортные данные (в магазинах и других коммерческих организациях, при заполнении резюме и устройстве на работу, оформлении кредитных отношений и др.).

Если гражданин уже получил информационное письмо от пенсионного фонда России, в котором сообщается о том, что решение о переводе накоплений в другой фонд принято, при этом никаких заявлений гражданином не подавалось, необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда по месту регистрации или фактического нахождения и подать заявить о ненадлежащем переводе (без ведома заявителя) пенсионных накоплений в негосударственный фонд. Одновременно при подаче первого заявления, стоит подать второе - о переводе накоплений обратно в Пенсионный фонд.

К сожалению, на данный момент, возможность быстрого перехода средств отсутствует, поэтому большинству приходится обращаться в суд. Важно знать, что при доказывании неправомерного перехода накоплений в негосударственный фонд, Вы можете запросить у этого фонда копии зарегистрированных документов – заявление гражданина и сам договор о страховании, которые фонд обязан предоставить по закону. В случае, если документы окажутся подложными, в отношении негосударственного фонда предусмотрена административная ответственность.

В судебном порядке договор об обязательном пенсионном страховании может быть признан недействительным, а накопления, в таком случае, возвращаются предыдущему страховщику  в течение 30 дней после того, как ответчик получит уведомление с судебным актом.

Тем не менее, стоит отметить, что на сегодняшний день многие фонды предоставляют гражданам возможность отследить свой счет в режиме он-лайн. Для этого необходимо зарегистрироваться, зайти в личный кабинет и проверить состояние накоплений. Кроме того, все сведения можно запросить и посредством электронной почты, а также получить лично в отделении фонда.