Государственное бюджетное учреждение «Жилищник» было создано в качестве альтернативы управляющим компаниям. Управляет практически половиной всего многоквартирного фонда Москвы. При этом имеет разветвленную диспетчерскую службу, колоссальный штат персонала: электриков, сантехников, уборщиц, ландшафтников, подсобных рабочих.
Целью создания ГБУ «Жилищник» является предоставление надежных, безопасных и качественных услуг, включая управление домами, благоустройство территорий содержание объектов инженерной инфраструктуры.
Однако в последнее время в адрес ГБУ «Жилищник» все громче звучат обвинения в грубом нарушении антимонопольного законодательства, а зачастую и ненадлежащем выполнении своих обязанностей по содержанию жилого фонда.
Среди основных нарушений можно выделить следующие:
А) Некачественное оказание жилищно-коммунальных услуг
ГБУ «Жилищник», ежемесячно получая денежные средства за оплату ЖКУ, зачастую фактически их не оказывает или оказывает в неполном объёме: текущий ремонт не производится, кровля протекает, мусор вовремя не вывозится, влажная уборка не проводится, в связи с чем в подъездах появляется грязь и антисанитария.
Б) Завышение тарифов за ЖКУ
Тарифы за ЖКУ ежегодно устанавливаются Правительством Москвы. Так, например, на данный момент действует Постановление Правительства Москвы от 13.12.2016 N 848-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения". Однако ГБУ «Жилищник», не имея каких-либо правовых основания, незаконно увеличивает эти тарифы в отсутствие решения общего собрания собственников.
В) «Перетоп»
В зимний период нарушается тепловой режим по отоплению жилых помещений, что доставляет дискомфорт жителям МКД, вследствие чего повышается стоимость теплоснабжения. Все это приводит к увеличению стоимости коммунальных услуг, энергоресурсы используются нерационально. В связи с тем, что в квартирах становится жарко, жильцы домов открывают окна, многие вследствие
этого подвержены простудным заболеваниям.
Г) Выставление квитанций на дополнительные услуги
Жилищным кодексом РФ определён перечень жилищно-коммунальных услуг, оплата которых является обязательной для всех собственников. Какие-либо иные дополнительные работы (услуги) могут проводиться в доме и подлежат оплате только при положительном решении общего собрания собственников. Однако ГБУ «Жилищник», зачастую злоупотребляя своими правами, выставляет квитанции за услуги, которые в силу закона не являются обязательными и которые не были согласованы на общем собрании в соответствии с утверждённой сметой. Во многих домах, управление которыми осуществляет ГБУ «Жилищник», общие собрания фактически вообще не проводятся. Вся работа ведётся исключительно на бумаге.
Д) Отсутствие корректировки платы за отопление
Корректировка платы за отопление представляет собой перерасчёт денежных средств, вносимых жильцами в течение года за данный коммунальный ресурс. Постановление Правительства РФ №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" содержит требование о ежегодной обязательной корректировке (т.е. возврате жильцам излишне внесённой платы за отопление). Однако ГБУ «Жилищник» в большинстве случаев игнорирует данное требование, что в дальнейшем является основанием для вынесения различных предписаний со стороны Мосжилинспекции, а также многочисленных судебных споров и разбирательств.